Новости
/ Эксперт ФИРО РАНХиГС Екатерина Есенина: «Дуальное образование – это не модно и не банально, а действительно необходимо»

Эксперт ФИРО РАНХиГС Екатерина Есенина: «Дуальное образование – это не модно и не банально, а действительно необходимо»

27
октября
2020
Эксперт ФИРО РАНХиГС Екатерина Есенина: «Дуальное образование – это не модно и не банально, а действительно необходимо»

Семинар «Дуальное образование в Швейцарии и в России» с участием специалистов Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС состоялся 26 октября в посольстве Швейцарии в России.  

Приветствуя участников семинара, Чрезвычайный и Полномочный Посол Швейцарии в России Ив Россье отметил, что в его стране не наблюдается дискриминации разных видов обучения. Высшее образование здесь столь же престижно, сколь и среднее. Он добавил, что формат дуального образования является очень важной частью системы подготовки кадров в ныне богатой благополучной стране, которая половину XIX века была самым бедным в Европе государством. Предприятия весьма охотно вкладывают средства в обучение стажеров – школьников и студентов, своих будущих работников.  

Профессор Педагогического университета в Цюрихе Рольф Голлоб напомнил, что дуальная система в Швейцарии насчитывает 800-летнюю историю, начиналась в Средние Века. «Мы в какой-то степени скопировали эту семейную традицию, где младшие учатся у старших, позаимствовав ее у наших дальних предков», – отметил он, указав на опыт замечательного педагога Иоганна Генриха Песталоцци, основавшего «Учреждение для бедных в Нойхофе», приют для сирот в Станце и Бургдорфский институт – среднюю школу с интернатом, служившую базой для подготовки учителей. Развитие интеллекта, считал ученый, должно идти рука об руку с нравственным и физическим воспитанием.

Дуальное образование (dualis в переводе с латыни означает «двойственный») – основа швейцарской образовательной системы. В Швейцарии многие компании предлагают выпускникам школ после девятого года обучения пройти стажировку и видят в этом большие преимущества. Одновременно с обучением работе в компании выпускники швейцарских школ продолжают проходить профессиональную подготовку в профессиональной школе для углубления своих знаний.

Принятый сегодня в школах Национальный учебный план включает элементы профориентации и занятия по выбору профессии. При этом очень важно, чтобы учителя в 7 – 9 классах, что бы они ни преподавали, были готовы помочь подросткам оформить заявку на рабочее место, подготовиться к собеседованию с работодателем, а также поддержать студентов с низким уровнем компетенций, подчеркнул эксперт.    

Представляя доклад «Дуальная система в России и Швейцарии – дорога навстречу», ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Екатерина Есенина заострила внимание на проблемных зонах внедрения дуальной формы образования в России.

Иногда говорят, что обучение на рабочем месте – это банально. Что оно было хорошо поставлено в советские годы, а сегодня, дескать, потеряло актуальность. Но времена меняются, меняются условия, а мир по-прежнему говорит об «обучении через действие», «обучении через процесс», «обучении на рабочем месте». Мы обсуждаем этот феномен в Германии, Финляндии, Швейцарии. «Это не модно и не банально, а действительно необходимо. Это инструмент качества, и не только профессионального образования, но и качества жизни, несомненно», – отметила Екатерина Есенина. Это и инструмент государственной политики, и методики обучения.

Обратившись к англоязычным источникам, мы найдем немало слов, которые переводятся как «практика». Однако производственная практика (internship) или стажировка (traineeship) достаточно общеупотребительные термины. В то же время именно ученичество (apprenticeship) является квинтэссенцией дуальной системы. «К сожалению, в России мы не используем это понятие, заменяя его словосочетанием «производственная практика». При этом, судя по исследованиям, такая практика, увы, является скорее элементом профессиональной ориентации, где созданы условия для того, чтобы ввести человека в мир профессий, но оценить его квалификацию, подготовить его к работе возможности нет», – подчеркнула она. 

Мы предварительно встречались с господином Голлобом и говорили о синхронизации теории и практики как о величайшем инструменте мотивации, организации учебного процесса, достижения качественных результатов, поделилась спикер.

С ее точки зрения, дуальная система предполагает как минимум двух участников – образовательную организацию и работодателя. «Но им, конечно, должны помогать еще многие структуры, которые будут включены в эту систему на этапах профориентации, организации образовательного процесса, оценивания результатов, трудоустройства. Весь это цикл не может состояться без сотрудничества предприятий и организаций с государством, участия ассоциаций и объединений работодателей, методических структур, поддерживающих эту форму ученичества», – пояснила она.  

Практикоориентированная среда, синхронизация теории и практики создают совершенно особую воспитывающую атмосферу. Не только обучение в классах, но и сама атмосфера профессии, возможность включиться в коллектив очень важны в создании такой образовательной среды – и в колледже, и прямо на рабочем месте: в научной лаборатории, банке, конструкторском бюро. Здесь, безусловно, возрастает роль бизнеса, наставничества, в ходе которого педагоги, студенты и предприниматели вместе работают, решая общие задачи.  

«Для России остро актуальна проблема мотивации участия бизнеса в образовательном процессе. Это касается и законодательного оформления, и методической помощи, и умения просчитать эффекты – социальные, экономические... Как бы то ни было, возрождается популярность наставничества в нашей стране. Многие предприятия начинают поворачиваться в сторону образования и думать о своей системе наставничества», – заключила она.  

Ученичество 15 – 18-летних на реальных производствах – задача, с которой, как показывают российские лучшие практики, способны справляться крупные компании и предприятия, обладающие достаточно большими ресурсами. Довольно сложно обстоит дело с малым и средним бизнесом. Необходимы условия для прямого воздействия предприятий на образовательные программы. Для этого более гибкой должна стать система среднего профессионального образования (СПО). Пока решения находятся либо локально, либо за пределами СПО: на уровне программ профессионального или дополнительного профессионального образования. «Но надежда на изменения, конечно, есть», – отметили участники дискуссии.

 




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Среднее проф образование
236016, г. Калининград,
ул. Артиллерийская, 18

Факс (автомат):
+7 (4012) 36-33-31

Телефон:

+7 (4012) 36-54-99 - приемная директора
+7 (4012) 97-12-31 - директор
+7 (4012) 97-12-64 - приемная комиссия

E-mail:
spo@zf.ranepa.ru - приемная директора
priem-spo@zf.ranepa.ru - приемная комиссия

Высшее образование
236016, г. Калининград,
ул. Артиллерийская, 62

Факс (автомат):
+7 (4012) 97-23-63

Телефон:

+7 (4012) 97-23-62 - приемная директора
+7 (4012) 97-23-67 - учебный отдел
+7 (4012) 97-23-65 - приемная комиссия
+7 (4012) 97-23-52 - общий отдел

E-mail:
info@zf.ranepa.ru - приемная директора
yo-vpo@zf.ranepa.ru - учебный отдел
priem-vpo@zf.ranepa.ru - приемная комиссия
info@zf.ranepa.ru - общий отдел
Дополнительное образование
236016, г. Калининград,
ул. Артиллерийская, 62, к. 305
Телефон: +7 (4012) 97-23-79
E-mail: zf-dpo@zf.ranepa.ru
Пресс-служба
Телефон: +7 (4012) 97-23-54
E-mail: press@zf.ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления